Интеллектуальная игра
«Поле чудес»
Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на
материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Задачи:
- Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в
нестандартных ситуациях
- Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру,
аналитическую потребность, логическое мышление
- Развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей
психофизической деятельности
- Привить интерес к познавательной деятельности
- Формировать умение работать в коллективе
- Развивать речь учащихся
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация
«Поле чудес».
Участники игры: ведущий – учитель, помощник и 3 тройки игроков из учащихся 5-7 классов
Правила игры: игра состоит из 3 отборочных и 5 основных
туров – трех текущих туров, игра со зрителями и одном финальном. В каждом «основном»
туре участвует по 3 игрока. Их цель - по очереди, называя буквы, отгадать
зашифрованное слово. За правильно угаданную букву игроки получают очки. Если
такая буква в слове отсутствует, ход переходит к другому игроку. Если же буква
угадана верно, этот же игрок имеет право ещё раз выполнить ход (назвать другую
букву). Победители каждого тура выходят в финал. Побеждает в игре тот игрок,
который отгадает финальное слово.
В отборочных турах принимают участие все желающие. В
отборочном туре 3 вопроса. Тот, кто первым отвечает на вопрос правильно,
становится игроком основной части игры (т.е.входит в состав первой тройки
игроков). В остальных отборочных турах принимают участие те, кто еще не
участвовал в основной игре.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте! Я рад приветствовать вас на
игре «Поле чудес». Тема сегодняшней игры – информатика и все, что имеет
отношение к ней. Сейчас мы определим первую тройку игроков.
1 отборочный тур:
•
Средний вагон поезда – пятый. Сколько всего
вагонов в составе поезда?(9)
•
Среди чисел 38, 45, 69 и 78 необходимо выбрать число, у которого разность
цифр максимальна. (38)
•
Продолжите ряд: 5, 8, 14, 23, … (38)
Ведущий объявляет первую тройку игроков.
Вопрос 1 тура:
Счётная доска, применявшаяся
для арифметических вычислений
приблизительно с V века
до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. (АБАК)
Это греческое слово
переводится как счетная доска. Изначально он представлял собой доску, покрытую
пылью или песком. На ней можно было чертить линии и перекладывать камешки. В
Древней Греции он служил преимущественно для выполнения денежных расчетов.
Придя в Древний Рим, этот предмет изменился внешне. Римляне стали изготавливать
его из бронзы, слоновой кости или цветного стекла. О чем идет речь?
2 отборочный тур:
•
Специальный индикатор, указывающий позицию на
экране. (курсор)
•
Наука о законах, методах и способах хранения,
обработки и передачи информации. (информатика)
•
Минимальная единица измерения информации. (бит)
Объявляется вторая тройка игроков
Вопрос 2 тура:
Граф, предназначенный для отображения вложенности,
подчиненности,
наследования между объектами. (ДЕРЕВО)
Для наглядного
представления состава и структуры сложной системы используют графы. Например,
для отображения последовательности выполнения действий используют граф –
Блок-схема. А как называется граф, предназначенный для отображения вложенности,
подчиненности, наследования между объектами? Особенностью этого графа является
то, что в нем нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая вершина связана
только с верхней и не связана больше ни с чем.
3 отборочный тур:
•
Какой цифры
нет в девятиричной системе счисления? (9)
•
Как
называется процесс преобразования информации из одной знаковой формы в другую? (кодирование)
•
Назовите
клавишу, предназначенную для ввода команды или перехода на следующий абзац
Вопрос 3 тура:
Название базовой логической операции (ИНВЕРСИЯ)
Логика – наука о
формах и способах мышления, позволяет строить формальные модели окружающего
мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Алгебра логики принимает во
внимание только истинность или ложность высказываний. Логические операции – это
логические действия, которые можно производить над высказываниями. На экране
закрыто название одной из базовых логических операций.
Игра со зрителями:
Название этой специально написанной , небольшой по
размерам программы пришло из биологии именно по признаку способности к
саморазмножению (ВИРУС)
Авторы этих программ
живут практически во всех индустриально развитых странах мира. По данным, это,
как правило, мужчины в возрасте 19-35 лет, отличающиеся неординарными
способностями и, как правило, избравшие компьютер сферой своей профессиональной
деятельности. Они действуют из совершенно различных побуждений. Некоторые из
них действуют по политическим мотивам, некоторые оправдывают свою деятельность
борьбой за свободу информации. Во всем мире «охотой» на этих авторов занимаются
более 500 организаций. Итак, что же создают эти авторы?
Финальная игра:
Первая программистка – дочь великого английского поэта
Джорджа Байрона
(ЛАВЛЕЙС)
Она
получила прекрасное математическое образование. Беббидж, который был знаком с леди
Байрон, поддерживал увлечение юной особы математикой. Он подбирал и отсылал ей
статьи и книги. В 1834г. она впервые посетила мастерскую Беббиджа и познакомилась с его разностной машиной.
Позже она
разработала первые программы для аналитической машины, заложив тем самым
теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие цикла
операции. В одном из примечаний высказала главную мысль о том, что
аналитическая машина может решать такие задачи, которые из-за трудности
вычислений практически невозможно решить вручную. Так впервые машина была
рассмотрена не только как механизм, заменяющий человека, но и как устройство,
способное выполнять работу, превышающую возможности человека. В наши дни ее по
праву называют первым программистом в мире и "первой леди компьютерного
королевства". О ком идет речь? (Ада Августа Лавлейс)