ГУ «Джалтырская средняя школа №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Проектная деятельность как средство повышения мотивации в
учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка »
Науменко Т.И.
С
развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на
уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с
удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы
– это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у
учащихся в силу того, что является представителем серии «что-то новенькое»,
несколько более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю
привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более
или менее пассивными.
В то же время
учителя, работающие по современным учебникам, включают детей в проектную
деятельность.
Учебный
образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на
решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект
обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает
исследовательский элемент.
Проект – это
задание, которое дается, как правильно, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся
возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а
средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта
создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют
графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная
деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.
There will be harmony in the home.
·
Отсутствие готовых и однозначных решений
(моделирование жизненной ситуации);
·
Развитие навыков самообразования и самоконтроля;
·
Развитие навыков групповой деятельности;
·
Повышение информационной культуры – развитие навыков
поиска, сбора, обработки и предоставления информации, в том числе и использованием ИКТ;
·
Создание комфортной среды обучения за счет того, что
каждый ребенок может проявить себя – как в иностранном языке, так и в
рисовании;
·
Повышение мотивации;
·
Развитие самостоятельности и инициативы, творческих
способностей, способностей учащихся к самооценке;
·
Интеграция различных предметов;
Недостатки
метода проектов
·
Проблема субъективной оценки творческой работы;
·
Переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую
ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
·
Психологические коммуникативные проблемы: деление
группы на «работяг» и «балласт»;
·
Технические накладки, которые могут повлиять как на
процесс работы, так и на конечные результат;
Несмотря на некоторые недостатки,
проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее
время, так называемый, компетентностный подход к обучению, который включает в
себя развитие учащихся трех компонентов:
·
Умение работать
с различными источниками информации;
·
Умение работать в группе;
·
Умение работать самостоятельно;
Умение
работать с информацией развивается через использование различных источников
(книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать
необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение,
делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при
недостатке языковых средств.
Как правило,
проекты рассчитаны на групповую работу. Такая работа особенно эффективна в
подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение, с одной
стороны дети удовлетворяют свою потребность в общении, с другой стороны – развивается
второй компонент компетенции – умение работать в группе.
Проектирование
– это большая работа, поэтому каждый участник самостоятельно разрабатывает свою
область (развивается умение работать самостоятельно). Поскольку эта область
является частью целого, и успех группы
зависит от каждого участника, каждый из них стремится сделать свою часть работы
как можно лучше.
В процессе
работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания
и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино,
компьютерных технологий, дизайна).
В итоге
создается реальный продукт: график, диаграмма плакат, листовка, буклет,
рекламный проспект, который можно увидеть и потрогать. Это может быть
классическая «бумажная версия», выполненная карандашами, фломастерами или
красками на листке бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии.
Они используют пакет Microsoft Office.
Дети,
освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Worde. Вставить картинки и распечатать – это тот же «бумажный»
вариант, но чуть более современный. Более «продвинутые» используют имеющуюся в
офисном пакете среду создания презентация
PowerPoint.
При
использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли
консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главное задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача
способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее всего своим товарищам,
чем учителю.
В заключении
хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании
не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более
разнообразными и интересными, но так же способствует саморазвитию и самообразованию
учителя.
Мини проекты,
выполненные учащимися:
«Географическое
положение Казахстана»
«Туристическое
агентство: путешествие в Великобританию
«Здоровый
образ жизни»
«Что я знаю о
Лондоне»
«История моей
семьи»
«Президенты
США»
«Растительный
и животный мир Казахстана»
При оценки
проекта я использую следующие критерии:
значимость и актуальность выдвинутых проблем,
адекватность их изучаемой тематике;
соответствие используемых методов исследования и
методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в
соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи,
взаимодополняемости участников проекта;
доказательность принимаемых решений, умение
аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного
проекта;
умение отвечать на вопросы экспертов,
лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Что же касается оформления работы, здесь тоже
разработаны определенные требования. Эти требования соответствуют требованиям
работ, предъявленным на научно-практической конференции. Учащиеся как бы
готовятся к научной работе.
В работе должно быть введение, заключение,
список литературы и интернет источников, приложение. Введение – цель и задачи
исследования, актуальность, предмет и объект исследования, описания методов
исследования. Заключение – общие выводы, отношение автора.
Учащимся я предоставляю памятку по написанию
работы.
1. Оформление титульного листа.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основной материал (деление на главы,
параграфы).
5. Заключение.
6. Список литературы
7. Приложение.
Также предлагаю учащимся памятку по выполнению
проектов.
1. Выберите тему исследования, проговорите
заинтересовавшую вас тему с преподавателем и определитесь в направлении работы.
2. Распределите фронт работы для каждого
участника группы, выберите старшего в группе.
2. Поработайте с систематическими каталогами
школьной библиотеки, интернет -источниками.
3. Выберите наиболее информативно-насыщенные источники
из составленного списка .
4. Внимательно изучите оглавление выбранных книг
для рациональной работы над материалом.
5. Прочитайте и законспектируйте содержание
нужных глав.
6. На основе конспектов составьте свое мнение по
изучаемому вопросу и начните компоновать имеющийся материал.
7. Обдумайте последовательность пунктов плана,
следите за логикой развития содержания.
8. При составлении основного текста проекта
обратите внимание на точность фактической информации.
9. Отредактируйте составленный текст.
10. Подберите необходимые иллюстрации, карты по
вашей теме.
11. Оформите печатный вариант вашей работы.
12. Подготовьте защиту вашего проекта,
исследования.
Выполнение разнообразных учебных проектов
(диалог, сценка, исследование) позволяет реализовывать не только
образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и
воспитательные. Учащиеся узнают новое о себе, об окружающей жизни, на историю и
культуру своей страны, о жизни в стране изучаемого языка.